Оглавление.
                                                                                                               Стр.
I.                  
Специальные административно-правовые режимы.                                        3          
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера.                            4
2. Чрезвычайное положение.                                                                                            5
3. Военное положение.                                                                                                      9
      4. Режим охраны государственной границы.                                                                10
      5. Режим секретности.                                                                                                      11
Список используемой литературы.                                                                                 13
I. Специальные
административно-правовые режимы.
Административно-правовой режим - это определенное
сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное
централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.
Во всех
административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны:
содержательную и формальную. 
Содержательная
сторона - это причины и цели существования режима, его организационные,
экономические элементы, связанные с ним действия. 
Юридическая
сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим,
процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и
прав.
 Все специальные
административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан.
Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения
должны устанавливаться только законами.
Развитие человеческого общества представляет собой,
как известно, очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды
его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий,
противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение
этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических
катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д. 
 
Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия
для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят
дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного
принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных, экономических,
материально-технических.
Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет
собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности
жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для
своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей
подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях.
Правовые режимы, при помощи которых происходит
такая перестройка юридического инструментария, можно определить как
чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к специальным
административно-правовым режимам.
 Чрезвычайный
режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности населения,
осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на
территории, где возникла чрезвычайная ситуация. 
Особыми условиями, влекущими корректировку в
организации управления, являются:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера. 
2. Чрезвычайное положение.
3. Военное положение.
      4. Режим охраны государственной границы. 
      5. Режим секретности. 
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера.
Особенности управления в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21
декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией
понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной
власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
В законе конкретизированы полномочия органов
государственной власти и местного самоуправления в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций. 
Непосредственное государственное управление в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные
органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению
чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,
осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным организациям
они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические   мероприятия  
по   повышению   устойчивости функционирования отрасли в
чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности
производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.
           В
чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.
           Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
(стихийных бедствий) -  МЧС России -  является
специальным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных
органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы
соответствующего профиля.
Закон определяет также права и обязанности предприятий,
учреждений и организаций, а также граждан в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Особенности управления вызываются именно
чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации. 
Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской
Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом,
может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации
чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и
воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные
задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных
аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности
органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и
катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует
формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в
результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной
власти, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две группы:
а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и
направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и
при ликвидации их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на
выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и
общества.
2. Чрезвычайное положение.
Чрезвычайное положение действует в соответствии с
Положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994
года № 457.
Режим
чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в
установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными словами,
существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические (правовой акт) основания
возникновения данного правового режима.
Главное в
его содержании: 
-
ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права;
            - изменение системы государственной власти
путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции,
предоставление дополнительных полномочий.
Чрезвычайное положение - это предусмотренный
Конституцией РФ особый правовой режим деятельности государственных органов,
органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении
конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий
на них дополнительные обязанности.
  Правовой
режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в
случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также на
защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка,
создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной
власти, либо изменения конституционного строя РФ путем насилия.
 Цели введения режима чрезвычайного положения: 
-
нормализация обстановки;
             -
восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических
лиц;
             -
восстановление нормального функционирования конституционных органов власти,
органов местного и регионального самоуправления и других институтов
гражданского общества;
             - оказание помощи пострадавшим
гражданам, организациям;
             - ликвидация последствий
беспорядков, эпидемий, катастроф, стихийных бедствий. 
            
Законодательство РФ определяет основания объявления чрезвычайного
положения, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие
критерии:
а) конкретные явления, возникновение которых
создает опасность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности
государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
б) обстоятельства, служащие основанием для
объявления чрезвычайного положения, должны представлять собой реальную,
чрезвычайную и неизбежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания
объявления чрезвычайного положения  с
наступлением конкретных явлений или событий; применение чрезвычайных мер может
быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности; задачей чрезвычайного
положения будет как раз устранение такой угрозы;
в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные
ситуации: общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения
природы и общества;
г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна
быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у
них в силу обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее
урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.
  Условия введения чрезвычайного положения:
- стихийные бедствия, аварии и катастрофы,
эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения;
             - массовые нарушения правопорядка,
сопровождающиеся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы;
             -
блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, угрожающий
безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов государственной
власти и управления, местного и регионального самоуправления;
             -
попытка захвата государственной власти или изменения государственного строя РФ
насильственным путем; 
             -
посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих изменению
его границ;
             -
необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности
органов государственной власти.
На период
действия ЧП могут вводиться следующие меры:
            - установление особого режима
въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где
введено ЧП;
            - ограничение движения транспортных
средств и их досмотр;
            -
усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения и народного хозяйства;
            -
запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и демонстраций, а
также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;
            - запрещение забастовок.
  В случае
введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе, эпидемии, эпизоотии,
которые создают угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно к основным
мерам принимаются следующие меры:
а) временное выселение людей из мест, опасных для
проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных
помещений;
б) временное запрещение строительства новых,
расширения действующих предприятий и других объектов;
в) установление карантина и проведение других
обязательных санитарно-эпидемиче-ских мероприятий;
г) введение особого порядка распределения продуктов
питания и предметов первой необходимости;
д) мобилизация ресурсов государственных
предприятий, учреждений, организаций, изменение режима их работы,
переориентация на производство необходимой в условиях ЧП продукции, иные
изменения производственной деятельности, необходимые для проведения
аварийно-спасательных и восстановительных работ;
е) использование ресурсов предприятий, учреждений и
организаций, независимо от форм собственности, для отведения опасности и
ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
ж)
отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных предприятий,
учреждений и организаций от деятельности которых зависит нормализация обстановки
в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением или своих обязанностей,
назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных
руководителей.
В исключительных случаях, связанных с
необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается
привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для
выполнения указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности
труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к
работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.
 Если же ЧП
введено по другим основаниям, например, при попытке захвата государственной
власти насильственным путем, то дополнительно вводятся следующие меры:
             -
введение комендантского часа (запрещается находиться на улице и в других общественных
местах без специально выданных удостоверений личности в установленные часы суток);
             -
приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических
партий, общественных организаций, массовых движений и самодеятельных объединений
граждан, если эта деятельность препятствует нормализации обстановки;
             -
ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих
химических веществ, спиртных напитков;
             -
временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного
оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной
военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и
сильнодействующих химических веществ;
             -
введение цензуры, ограничение на выпуск газет;
             -
проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного
досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных
помещений и жилья граждан;
             -
высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной
местности, вместо их проживания или за пределы местности, где введено ЧП за их
счет;
             - особые правила пользования
связью;
             -
запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые
могут дестабилизировать обстановку.
   Органы,
осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно, сами
справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы местного территориального
самоуправления, предприятия, учреждения, общественные объединения и организации,
а также граждане на этой территории обязаны всячески содействовать этим органам
и выполнять их решения.
Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением.
3. Военное положение.
Возможность 
его  введения  предусмотрена 
также Конституцией Российской Федерации и отнесено к компетенции
Президента Российской Федерации. 
      Режим
военного положения должен определяться федеральным конституционным законом.
Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в первом чтении законопроект
"О военном положении", но он еще не принят.  
     
Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения
военного положения, особенности организации государственной власти на
территории военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации
федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения,
привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских
формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в
период военного положения.
Налицо пробел в регулировании этого принципиального
вопроса. Однако, очевидно, что специфика режима военного положения заключается
в усилении роли и расширении полномочий военных органов в управлении на
территории, где введено военное положение. В местностях, объявленных на военном
положении, полномочия представительных и исполнительных органов
государственной власти в области обороны, охраны государственной и общественной
безопасности сосредотачиваются в руках органов военного управления.
Органы представительной и исполнительной власти
местности, объявленной на военном положении, обязаны оказывать содействие
органам военного управления, военному командованию в использовании всех
возможностей для обеспечения государственной и общественной безопасности.
Режим военного положения предполагает введение
определенных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них
обязанностей, которые не могут на них возлагаться в нормальных условиях
(военно-квартирная обязанность для расквартирования воинских частей и
учреждений, введение трудовой повинности для военных целей и т.д.)
В условиях военного положения может изменяться
организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения;
мобилизуются силы и средства для обороны страны, для охраны государственной
безопасности и общественного порядка под руководством военного командования, у
которого сосредотачиваются в этой области функции органов государственной
власти.
Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают
общие вопросы организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут
быть сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно
правоохранительных и военных органов.
4. Режим охраны государственной границы.
     
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых
условий охраны Государственной границы и включает правила: 
      1) в пограничной зоне:
·        
въезда (прохода), временного пребывания,
передвижения лиц и транспортных средств; 
·        
хозяйственной, промысловой и иной деятельности,
проведения массовых общественно - политических, культурных и других
мероприятий; 
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных
водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской
Федерации:
·        
учета и содержания российских маломерных
самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств
передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; 
·        
промысловой, исследовательской, изыскательской и
иной деятельности. 
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.05.1999 N 105-ФЗ)
Часть 2 исключена. - Федеральный закон от 31.05.1999 N
105-ФЗ. 
Установление иных правил пограничного режима не
допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только
на основании и в порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону
включаются зона местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы
на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов
пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. 
В пограничную зону могут не включаться территории
населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных
учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха,
активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места
традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону
устанавливаются предупреждающие знаки. 
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Исходя из характера отношений Российской Федерации с
сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы
пограничная зона может не устанавливаться. 
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.08.1994 N 23-ФЗ)
Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие
знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск
Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов
Российской Федерации. 
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ)
В таком же порядке определяются участки (районы)
внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается
пограничный режим. 
Конкретное содержание, пространственные и временные
пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима,
круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют,
устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск
Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов
Российской Федерации и подлежат опубликованию. 
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).
(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 29.11.1996 N 148-ФЗ).
5. Режим секретности.
       
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 21 июля 1993 г.
N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997
г.), Законе Российской Федерации "О безопасности", Указе Президента
РФ №1203 от 30 ноября 1995 года об утверждении "Перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне", "Положении о Межведомственной
комиссии по защите государственной тайны" №71 от 20.01.96.
Тайну можно
понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ к источникам которой
должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В зависимости от субъекта,
интересы которого обеспечиваются такими ограничениями, различают личную,
коммерческую, государственную тайну. Защита такой информации от нежелательного
распространения обеспечивается нормами морали и права. 
 Государственная тайна - это информация,
сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам
страны, государства. 
Государственная тайна - защищаемые государством
сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.
Информация тесно связана с ее носителями -
материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную
тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических
решений и процессов.
Можно
назвать следующие признаки государственной тайны: 
            1) это очень важные сведения; 
            2) их разглашение может принести
ущерб государственным интересам;
            3) перечень сведений, которые могут
быть отнесены к государственной тайне, закреплены в законодательстве;
           
4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными принудительными
средствами;
           
5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим
секретности.
Итак, 
секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности.
Список
используемой литературы.
1. Положение Правительства РФ № 457 "О
чрезвычайном положении" от 6 мая 1994г. 
2. Закон РФ
"О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля
1992г.  
3. Закон РФ
"О государственной границе РФ" от 1 апреля 1993г. 
4. Закон РФ
"О государственной тайне" от 21 июля 1993г. 
5.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994г. 
6. Перечень
сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ
от 30 ноября 1995г.
 7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.
Административное право Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 1997. 
8. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК»,
1996. 
Комментариев нет:
Отправить комментарий