вторник, 8 апреля 2014 г.

Криминология.Развитие криминологии как науки.Контрольная работа.

Содержание


Введение__________________________________________________________________3
Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления______________________4
Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки__________________________6
Заключение__________________________________________________________________13
Список литературы_________________________________________________________14

Введение
Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта вообще, истории вообще научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.
Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.









Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления.

Историю криминологии можно разбить на три эпохи:
- классическая школа ХVIII века;
- позитивистская школа с ХIХ века до 20-х годов XX века;
- криминология новейшего времени (с середины ХХ века).
Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. И разумный ответ общества на преступление сводится к увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к уменьшению его "полезности". Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски.
Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника.[1]
Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов) Здесь можно найти объяснение и тому факту, что возникла необходимость преподавания этой дисциплины в нашем институте, т.к. военнослужащие пограничных войск в рамках своей деятельности, отчасти, выполняют некоторые правоохранительные функции. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия "преступник" и "преступность" как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становиться возможным использовать подобное клише.
Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным. Позволю себе остановиться на некоторых из них:
Классификация криминологических школ, которую дает американский криминолог - профессор В.Фокс. Его работа "Введение в криминологию" строится как раз на изучении различных подходов в криминологии, с использованием сравнительного и исторического (временного) методов.
Так, он делит криминологические школы на:
- классическую (оценка серьезности преступления с юридической позиции);
- позитивистскую (преступление обусловлено множеством факторов; юридический подход полностью отвергается);
- американскую (социологические теории причин преступности) и
-школу социально защиты (преступление вызывается различными социальными факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует принимать во внимание; позитивистские воззрения эта школа дополняет юридическим подходом).[2]


Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки
Уже из ознакомления с предметом криминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т.е. связанная с некоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.
Рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии с уголовным правом.
И уголовное право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовное право - наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает с юридических позиций, как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.
Уголовное право не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; его непосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаки так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются нравственные, социальные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности "механизм" преступного поведения и причины противоправного развития событий.
Органичная связь криминологии с уголовным правом состоит в том, что именно уголовное право определяет границы, рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяется уголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.
В ходе развития криминологических учений вносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных с преступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств и т.п. Но возобладала точка зрения, ограничивающая предмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась и укрепилась и ее связь с юридическими науками.
Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.
Еще одна юридическая наука - криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследования преступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности, особенностях "механизмов", "способов" совершения различных преступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует эти сведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений.
Криминология связана и с уголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободы или лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов и специалистов по уголовно-исполнительному праву весьма полезно.
Есть еще несколько наук, обычно относимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина и судебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты. Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебных психиатров помогают криминологам составить более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников.
Но, как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего это социология, изучающая общество в процессе его функционирования. У социологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда, социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назвать социологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучается в юридических вузах, то англоамериканская традиция состоит в преподавании криминологии на факультетах социологии.
Далее укажем на тесную связь криминологии с психологией (общей и юридической), предметом которой является внутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полным основанием можно назвать криминологию или, по крайней мере, определенную ее часть - психологией преступника.
Итак, при выяснении взаимосвязей криминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имеет комплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией и психологией и использует данные всех этих и других наук.
Нельзя не отметить, что среди специалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающая вопреки фактам реальной действительности и развитию мировой науки не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология - часть уголовного права либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят к середине 20-х годов, когда вопрос о причинах преступности при социализме был решен "полностью, однозначно и окончательно". Коротких, мало к чему обязывающих положений в рамках учения о преступлении в уголовном праве было "достаточно". Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом. Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного, уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целом практики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки, как это утверждают "ликвидаторы" и противники криминологии как науки.
Криминология действительно "вышла" из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она "вышла" и из общей социологии -такая точка зрения тоже существует, как, кстати, говорят и о "медицинской криминологии" и других ее видах, ибо проблемой преступности занимались ученые разных специальностей, привнося "свое" в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития. Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией, ибо надо отличать асоциальное поведение больных от преступности как таковой, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития и дифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественное явление.[3]
Распространены четыре основные точки зрения. Первая заключается в том, что криминология – социология преступности, и базовой должна быть социологическая подготовка исследователя. Исходя из этого в ряде государств криминологию преподают будущим социологам, а не юристам (США, Великобритания и др.).
Вторая позиция сводится к тому, что криминология – юридическая наука, и базовой должна быть юридическая подготовка соответствующего специалиста. Здесь приводят следующие аргументы: границы преступного устанавливает закон, борьба с преступностью во всех ее аспектах регулируется законом с такой тщательностью, какой не наблюдается при борьбе с иными формами правонарушений и других негативных социальных отклонений. Следовательно, криминологию преподают в России, других государствах Восточной Европы на юридических факультетах. Соответственно криминология рассматривается как одна из юридических специальностей.
Иногда при этом подчеркивают, что криминолог, в отличие от других специалистов-юристов, должен лучше знать социологию, социальную психологию. Иными словами криминологию считают социально-правовой наукой. Но, строго говоря, вообще юриспруденции присущ социологический в широком смысле слова взгляд на мир. Не случайно в программу обучения будущих юристов входит преподавание и философии, и психологии, и экономики, и статистики, и судебной психиатрии, и судебной медицины. В юриспруденции уже давно преодолен исключительно юридико-догматический подход. Разумеется, существует специализация в рамках подготовки юристов. Существует и специализация криминологов. Она заключается не только в том, что он должен знать. основы философии, психологии, статистики и т. п., но он обязан хорошо разбираться в дисциплинах так называемого криминального цикла (уголовное право, уголовный процесс, судебная статистика и т. п.). Нельзя правильно оценить статистические данные о преступности, если не знать азов судебной статистики, особенностей уголовного судопроизводства, практики регистрации преступлений.
Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека и соответственно его должны проводить специалисты-психологи, психиатры. Это характерно для представителей так называемой клинической криминологии. Но в последние десятилетия на практике такой подход все больше перерастает в рассмотрение криминологического исследования как комплексного или междисциплинарного. То есть осуществляемого с учетом социологических, экономических, юридических и других познаний.
Четвертая позиция прямо определяет криминологическое исследование как междисциплинарное. «Криминология – это система разнородных... знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности», – считают В. Б. Першин и А. Н. Подрядов.
При таком подходе криминологию называют еще комплексной наукой. Венгерский криминолог М. Вермеш писал:
«Действительно, криминология как наука носит комплексный характер. Нельзя согласиться с теми учеными, которые видят в ней лишь одну сторону и в связи с этим полностью относят ее или к правовым наукам... или к социологии. Целесообразно же, учитывая характер содержания предмета криминологии, отнести ее к числу стыковых, комплексных наук».
Возникает ряд вопросов: почему говорится именно о социологии наряду с правом? А почему не об экономике, политологии и других науках? Ведь социология – это только одна из общественных наук, изучающая закономерности социальной сферы жизни общества. И может ли иметь криминолог практически универсальную междисциплинарную подготовку? Должен ли он ее иметь? Из чего же исходить?
В СССР после возрождения криминологии в 60-е годы сама жизнь поставила эксперимент. Кадры Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности формировались из числа специалистов с философским, юридическим, социологическим, психологическим и иным образованием. Практически наиболее успешно занимались криминологическими исследованиями юристы. На первых порах им было трудно, ибо они не обучались криминологии в юридических вузах, а постигали ее в общении с криминологами старшего поколения, в библиотеках, участвуя в совместных с иными специалистами исследованиях и дискуссиях. Но именно юристы создали современную школу отечественной криминологии. И необходимые знания юрист сейчас получает в России из курса по криминологии, который преподается в юридических вузах. Психологи, экономисты, политологи, философы участвуют в изучении проблем преступности, но в рамках своих специальностей. Сквозное же решение всех проблем, составляющих содержание криминологии, осуществляют юристы-криминологи.
По последним оценкам зарубежных специалистов, криминологи в России имеют значительно больший общественный вес, чем криминологи-социологи в США и ряде других стран, ибо наши ученые не только ставят определенные проблемы, юридическое образование позволяет им также предлагать в необходимых случаях конкретные правовые пути их решения, точно избирать адресатов своих рекомендаций с учетом их правовой компетенции, Существенное значение имеет и личный опыт работы криминолога в качестве следователя, прокурора, судьи, адвоката. Это, позволяет увидеть и преступность, и систему борьбы с нем в их реальном функционировании.
Криминология в России и в других странах, где она развивалась в рамках юриспруденции, стала общетеоретической наукой для наук криминального цикла (уголовного, уголовно-исполнительного права, уголовного процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной психологии и др.). Число этих наук не является постоянным. Например, в последнее время ставится вопрос о выделении кримопенологии. Соотношение криминологии и этих наук можно сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.
В учебниках и учебных пособиях по криминологии отмечается также тесная взаимосвязь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также с иными общественными науками: философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, социальной и общей психологией, статистикой. Этот перечень практически можно продолжать долго, так как преступность пронизывает все сферы общественной жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при изучении преступности применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания.
Последний вопрос, который обычно обсуждается в начале изучения криминологии, – что собой представляет криминология: практическая она наука или теоретическая?
Существуют различные классификации наук. Одна из них делит науки на теоретические и практические. Можно было бы указать несомненно на практический характер криминологии. Ибо на базе ее рекомендаций создаются программы борьбы с преступностью, изменяется законодательство, совершенствуются общественные отношения, составляются уголовно-процессуальные документы, акты прокурорского надзора, в которых отражаются данные о причинах преступлений, личности преступника, и др. Профессор Н. А. Кузнецова пишет, что "современный юрист должен квалифицированно составлять профилактические документы, уметь экспортировать проекты правовых актов, компетентно выступать в государственных органах различных уровней с оценкой состояния преступности и рекомендациями по разработке систем ее предупреждения". Следователь, прокурор, судья, адвокат обязаны уметь анализировать причины и условия преступлений, оценивать личность преступника, реагировать на эти причины и условия. Юрисконсульты должны не допускать криминальных сделок.
Одновременно криминология, изучающая закономерности определенного социального явления, вносит свой вклад в разработку научных представлений об обществе и человеке. Как всякая наука, она обладает солидным теоретическим потенциалом. Но, как давно известно, наука – та же практика, только более широкой и далекой перспективы. «Scientia vin-ces», говорили в Риме, что означает – наукой победишь.[4]
В ходе дискуссии наметилось несколько принципиальных позиций по рассматриваемому вопросу. Сторонники одной из них утверждают, что криминология — составная часть, раздел науки уголовного права. Предметом изучения последней наряду с нормами уголовного законо­дательства, явлениями реальной общественной жизни, опосредуемыми, этими нормами, применением уголовно-правовых норм в судебно-следственной практике и т. п., являются также преступность, ее причины и меры профилактики. Криминология — лишь частный случай примене­ния метода конкретно-социологического исследования в науке уголов­ного права, т. е. применение этого метода к изучению группы проблем (преступность, ее причины и предупреждение), входящих в предмет уголовного права. Выделение же криминологии в самостоятельную юри­дическую науку приведет к тому, что уголовное право превратится в догматическую науку, замкнутую в кругу юридических понятий, ограничивающуюся только юридическим анализом норм уголовного зако­нодательства в отрыве от конкретной действительности.
В отличие от уголовного права криминология (социология преступности, криминальная социология) имеет свой предмет исследования. Таковым в самом общем виде являются преступность, закономерности, определяющие ее существование и развитие в том или ином направле­нии. В советской криминологической науке утвердилось представление о преступности не как о простой, механической совокупности всех со­вершенных преступлений, а как о сложном социальном явлении, лишь находящем свое конкретное выражение в относительно массовых актах общественно опасного поведения, предусмотренного уголовным за­коном. Это явление имеет определенные размеры, структуру, свою историю и «географию», тесно связано с самыми разнообразными обстоя­тельствами и факторами социальной действительности и определяется своими закономерностями, отнюдь не сводящимися к закономерностям: совершения отдельных преступлений.
Поэтому в задачу уголовно-правовой науки входит дальнейшая разработка критериев общественной опасности преступника, как включаемых в число элементов состава преступления, так и  не входящих в их число. Очевидно, что подобная задача может быть выполнена лишь с помощью криминологии.
Криминологическое изучение личности позволяет разработать ти­пологию преступников в зависимости от их общественной опасности.[5] 

Заключение  
По мере развития криминологии ее место в системе других наук существенно менялось. Особого упоминания заслуживает тот факт, что криминология вышла из недр уголовного права. Поиски ответа на вопрос, почему люди совершают преступления, начался в глубокой древности. На научном же уровне этот вопрос попытались разрешить уголовное право и социология уголовного права. 
Как отмечалось, криминология вышла из недр уголовного права, что породило долгие научные дискуссии о том, является ли она самостоятельной наукой или составляющей уголовного права. Я остаюсь сторонником точки зрения, что криминология является самостоятельной наукой, хоть какое-то время и развивалась в рамках уголовного права и сохранила с этой наукой тесную связь. Криминология имеет также связь с множеством других наук, однако это не означает, что она является их частью.
Список литературы
1.      Криминология: Учебник для вузов [Текст] // под редакцией Г.А.Аванесова– 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. - 575с.
2.      Криминология: Учебник для вузов [Текст] / под общей редакцией доктора юр. наук, профессора А.И. Долговой, - М.: Норма, 2000. – С. 668.
3.      Криминология: Учебник [Текст] / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2004.-734с.
4.      Герцензон А. А. Актуальные проблемы теории совет­ской криминологии. [Текст] / А. А.  Герцензон // Вопросы борьбы с преступностью, вып. 6. М., 1967, с. 28—36. 





[1] Криминология: Учебник для вузов [Текст] // под редакцией Г.А.Аванесова– 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. - 575с,  стр. 21
[2] Криминология: Учебник для вузов [Текст] // под редакцией Г.А.Аванесова– 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. - 575с, стр. 22

[3] Криминология: Учебник [Текст] // под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ,2004., стр.30
[4] Криминология: Учебник для вузов [Текст] // под общей редакцией доктора юр. наук, профессора А.И. Долговой, - М.: Норма, 2000., стр. 29.
[5] Герцензон А. А. Актуальные проблемы теории совет­ской криминологии. [Текст] / А. А.  Герцензон // Вопросы борьбы с преступностью, вып. 6. М., 1967, с. 28—36.

1 комментарий: