пятница, 11 апреля 2014 г.

Трудовое право.Охрана труда.Контрольная работа.

Оглавление

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Правовые аспекты охраны труда.................................. 4
1.1. Понятие охраны труда........................................................................... 4
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда................... 8
1.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий
труда............................................................................................................
12
Глава 2. Особенности охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах....................................................................................................... 19
Заключение.............................................................................................. 26

Список литературы.............................................................................. 28


Конституция РФ в числе основных прав человека и гражданина называет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37). Охрана труда и здоровья людей провозглашается также как одно из основных направлений социальной политики РФ (ч. 2 ст. 7).
Данные положения нашли свою конкретизацию в действующем ТК (раздел X) и других нормативных правовых актах. Вопросы охраны труда охватывают широкий спектр понятий и основных направлений деятельности в данной сфере социально-трудовых отношений, что находит свое отражение в системе правовых, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных и иных мероприятий.
Правовое регулирование охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах играет важную роль в обеспечении здоровья и долголетия нации. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Целью написания курсовой работы является правовая характеристика охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах.
Задачи исследования:
- изучить понятие охраны труда;
- описать государственные нормативные требования охраны труда;
- охарактеризовать обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда;
- выявить особенности охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах.
Теоретической базой исследования послужили:
- Трудовой кодекс РФ;
- Положения и Приказы Минздравсоцразвития;
- учебная литература по теме исследования.





Согласно ст. 7 Конституции РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, включая осуществление охраны труда и здоровья работников[1].
В широком смысле слова охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК)[2].
В узком смысле охрана труда рассматривается как один из разделов (институтов) трудового права, выступающий в виде совокупности правовых средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности[3].
Приведенное определение дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государственных органов и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним.
Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам, непосредственно направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе труда. Названные средства не только закрепляют право работников на охрану труда и гарантии этого права, но и возлагают на работодателя конкретные обязанности по созданию для работающих благоприятных условий труда, а также предусматривают ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда и регулируют другие отношения в сфере охраны труда. Совокупность указанных норм, регулирующих отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт в трудовом праве. Именно эти нормы являются правовой основой для функционирования всей системы охраны труда и обеспечения в организациях безопасных условий работы[4].
Формирование правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в названной сфере. Согласно ст. 210 ТК основные направления государственной политики в сфере охраны труда включают в себя:
- признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализацию федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ об охране труда;
- разработку федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и др.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Примером таких согласованных действий можно считать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы от 29.12.2004, которым защита трудовых прав и охрана труда работников, промышленная и экологическая безопасность признаны в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества сторон Соглашения.
На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.
Значительная роль в формировании государственной политики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственным органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти[5].
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)[6].
Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другие вопросы (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321).
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере управления охраной труда устанавливаются нормативными правовыми актами регионального уровня.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами, законами субъектов РФ.
Осуществляя целенаправленные управленческие функции, указанные в ст. 216 ТК, указанные органы обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда как в общегосударственном масштабе, так и на уровне организаций и тем самым способствуют созданию условий для дальнейшего развития законодательства об охране труда и проведения работы по охране труда и здоровья работников.



В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда — правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.
Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).
В других федеральных законах закреплены, например, общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться также в технических регламентах — документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации (ст. 2, 6-10 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с изм. от 01.05.2007 № 65-ФЗ).
Чаще всего такие требования закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установлены постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». К таким актам относятся:
- межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минздравсоцразвития России;
- отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России;
- правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Гостехнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минздравсоцразвития России и другие акты.
Принятые нормативные правовые акты в месячный срок после их утверждения должны быть направлены в Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда в целях последующего использования их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами[7].
Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов РФ должны исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства РФ от 29.05.2000 №399.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены, но не более чем на два срока.
При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.
В организациях применяются инструкции по охране труда работников. Такие инструкции разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии работника или виду выполняемой им работы.
Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет.
Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК)[8]. Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере содержатся в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.
Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.



Обязанность по созданию для работников условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, возложена на работодателя. В этих целях работодатель обязан в соответствии со ст. 212 ТК обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Выполнение этой обязанности работодателем должно начинаться уже на стадии проектирования производственных объектов и оборудования (ст. 215 ТК)[9].
Соответствие проектов объектов капитального строительства (зданий, сооружений, строений) требованиям надежности и безопасности определяется путем проведения государственной экспертизы. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145. Работодателю запрещается осуществлять техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда о соответствии их проектов требованиям охраны труда. Ввод в эксплуатацию новых или реконструированных производственных объектов без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда не разрешается (ч. 2 и 3 ст. 215 ТК).
Порядок проведения экспертизы условий труда в указанных случаях регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.
Профессиональные союзы вправе участвовать в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов.
Обеспечение работодателем соответствия рабочего места работника требованиям охраны труда означает, что его расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. были безопасными и не угрожали жизни и здоровью работника. Это достигается путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.
При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо, работодатель должен принять меры, обеспечивающие работникам безопасные условия труда.
Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. В крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, которым разрешено оказывать услуги в области охраны труда.
Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодателем возлагаются на руководителей структурных подразделений и закрепляются в должностных инструкциях или утверждаются приказом по организации. Утвержденные работодателем должностные инструкции или приказ доводятся до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.
Перед началом работ руководитель работ (начальник производства, мастер, бригадир и т.д.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.
Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечения безопасности при обращении работников с источниками ионизирующего излучения, канцерогенными и другими опасными факторами и веществами. Например, при обращении работников с источниками ионизирующего излучения работодатель обязан регулярно информировать их об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»).
Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда[10].
Она проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнением тяжелых работ и работ с вредными условиями труда.
Порядок осуществления этой работы регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14.03.97 №12.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда создаются аттестационные комиссии в организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест.
В состав аттестационной комиссии организации включаются специалисты служб охраны труда, главные специалисты организации, руководители подразделений организации и др.
Аттестационная комиссия организации составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда; выявляет наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных производственных факторов производственной среды, выявляет жалобы работников на условия труда; аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда.
На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предложений совместных комитетов (комиссий), работников или уполномоченных представителей органов работников, заключений экспертов о техническом состоянии производственного оборудования и др. в организациях осуществляется планирование мероприятий по охране труда и заключаются соглашения по охране труда.
Разработанные в организациях с участием служб охраны труда и комитетов (комиссий) по охране труда мероприятия по охране труда оформляются в виде разделов коллективных договоров и соглашений по охране труда. Указанные мероприятия финансируются за счет средств, ежегодно выделяемых организацией в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями по охране труда без каких-либо дополнительных расходов на эти цели за счет работников. При этом, как установлено ст. 226 ТК, в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) выделяемые на охрану труда средства должны составлять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)
Контроль за выполнением соглашения по охране труда и расходованием средств на охрану труда, предусмотренных этим соглашением, осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую информацию.
Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться работникам как при приеме на работу, так и в последующее время. В частности, работодатель обязан сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
Работодатель обязан принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывается перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Данное требование касается в первую очередь организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке.
Помимо выполнения указанных обязанностей работодатель должен создавать работникам необходимые условия для соблюдения ими требований охраны труда, а именно: знакомить их с названными требованиями и формировать комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, информировать работников о местонахождении инструкций в структурных подразделениях.
В целях обеспечения социальной защиты работников, пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, на работодателей возложена обязанность осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое страхование осуществляется работодателем за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ в установленном порядке обязательных платежей в размерах, определяемых законодательством.



В тех случаях, когда современный уровень науки и техники не позволяет полностью устранить возможность вредного воздейст­вия производства на человека, законодательством установлены специальные правила охраны труда, льготы и компенсации[11].
К выполнению некоторых тяжелых и вредных (в том числе подземных) работ, а также работ, связанных с движением транспорта, допускаются только лица, обладающие необходи­мым для этого состоянием здоровья, подтвержденным меди­цинским заключением. Медицинские осмотры работники долж­ны проходить при поступлении на такие работы, а впоследст­вии—периодически (лица в возрасте до 21 года — ежегодно) с целью определения пригодности этих работников для выпол­нения поручаемой работы и предупреждения профессиональ­ных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ)[12].
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №640 перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 августа 2004 г. №83[13].
Организация проведения медицинских осмотров возложена на работодателя. Такие осмотры производятся за его счет. За время прохождения обязательных медицинских осмотров за работниками сохраняется место, работы (должность) и средний заработок.
Работодатель определяет контингент, составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию, с которой заключен договор на проведение таких осмотров[14].
Работодатель выдает работнику на руки направление на медицинский осмотр, перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов. При уклонении работника от прохождения медицинского осмотра или выполнения им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать его к работе. Отказ или уклонение работника без уважительных причин от медицинского освидетельствования является нарушением трудовой дисциплины.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Работодатель обязан обеспечить применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 212 ТК РФ)[15]. Таковыми являются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ)[16].
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных усло­виях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выда­ются сертифицированные средства индивидуальной защиты по установленным нормам (ст. 221 ТК РФ).
К таким средствам относятся спецодежда, спецобувь, изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органов слуха, глаз, предохранительные приспособления (пояса, диэлектрические калоши и перчатки, резиновые коврики) и др.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 1 июня 2009 г. №290-н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. В связи с принятием данного акта признаны утратившими силу следующие:
- Постановление Минтруда России от 18 декабря 1998 г. №51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 5 февраля 1999 г., регистрационный N 1700);
- Постановление Минтруда России от 29 октября 1999 г. №39 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 1999 г., регистрационный №1984);
- Постановление Минтруда России от 3 февраля 2004 г. №7 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2004 г., регистрационный №5583).
В названных Межотраслевых правилах конкретизированы нормы ТК РФ. В них, в частности, предусмотрено, что в отдельных случаях работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов (п. 7 Правил)[17].
Такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и другие, которые указаны в Межотраслевых правилах, могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки — до износа или как дежурные, и могут включаться в коллективные договора и соглашения.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурным условий или загрязнения.
На работах, связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ). Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи утверждены постановлением Минтруда РФ от 4 июля 2003 г. № 45 по согласованию с Минздравсоцразвития РФ. Согласно этим нормам на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается мыло в количестве 400 г. в месяц, а на угольных шахтах и в некоторых других организациях угольной промышленности — по 800 г в месяц. На работах, связанных с трудно смываемыми загрязнениями, маслами, смазками и др., выдаются защитные регенерирующие и восстанавливающие кремы (по 100 г в месяц), а на некоторых работах — очищающие пасты для рук (по 200 г в месяц)[18].
На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия выдачи указанных продуктов и питания устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующие нормы и условия бесплатной выдачи молока и другие равноценных продуктов, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. №131. Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получе­ние лечебно-профилактического питания в связи с особо вредны­ми условиями труда, рационы лечебно-профилактического пита­ния, нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. № 14 по согласованию с Минздравом РФ.
Бесплатное молоко (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) или другой равноценный пищевой продукт выдается в дни фактической занятости на работах, дающих право на такое молоко. Лечебно-профилактическое питание также выдается только в дни фактического выполнения работы, дающей право на такое питание, при условии занятости на этой работе не менее половины рабочего дня, а также в некоторые другие дни, указанные в Правилах.
Работникам, получающим лечебно-профилактическое питание, бесплатное молоко не выдается. Замена молока и лечебно-профилактического питания денежной компенсацией не допускается, так же как и выдача этих продуктов за прошлое время.
Рабочие горячих цехов и участков бесплатно обеспечиваются газированной соленой водой. С этой целью в горячих цехах и участках устанавливаются приспособленные для этого аппараты (устройства) (ст. 223 ТК РФ)[19]. Перечень цехов и производствен­ных участков, на которые распространяется это правило, устанав­ливается органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией организации.
На погрузочно-разгрузочных работах установлены предель­ные нормы подъема, переноски и передвижения тяжестей. Воспрещается переноска одним грузчиком-мужчиной грузов весом более 80 кг. Если вес груза (каждого места в отдельности) превышает 50 кг, то подъем и снятие груза со спины грузчика должны производиться с помощью других работников, а переноска такого груза допускается на расстояние не более 60 м.
Оплата труда работников, занятых на тя­желых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146-148 ТК РФ)[20].
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Им предоставляется дополнительный отпуск (ст. 92, 117 ТК РФ). Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дается право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.
Работодатель обязан оборудовать помещения для обогревания и отдыха работников (ст. 109, 224 ТК РФ). Продолжительность и распределение перерывов для обогревания и отдыха на погрузочно-разгрузочных работах устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Дополнительные компенсации и льготы с учетом специфики условий труда на конкретном предприятии могут определяться коллективным договором или соглашением.




Таким образом, охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные направления государственной политики в сфере охраны труда включают в себя:
- признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализацию федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ об охране труда;
- разработку федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и др.
Обязанность по созданию для работников условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, возложена на работодателя. В этих целях работодатель обязан в соответствии со ст. 212 ТК обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования.
Охрана труда на тяжелых, вредных и опасных работах включает в себя следующие элементы:
- медицинские осмотры работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- выдачу молока и лечебно-профилактического питания;
- ограничение веса груза при его подъеме, переноске и перемещении;
- гарантии, льготы и компенсации работникам, занятым на тяжелых и вредных работах.
Правовое обеспечение охраны труда работников на тяжелых, вредных и опасных работах является важным фактором строительства социального государства, к чему и стремится РФ. В настоящее время правовое регулирование охраны труда подвергается серьезным изменениям. Одним из последних, к примеру, является приказ Минздравсоцразвития об утверждении «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».




1.     Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
2.     Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
3.     Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований) [Текст]: [приказ Минздравсоцразвития от 16.08.2004 №83-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
4.     Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [Текст]: [приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 №290-н] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
5.     Гусов, К.Н. Трудовое право России [Текст]: Учеб. / К.Н.Гусов, В.Н.Толкунова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 496с.
6.     Ершова, Е.А. Трудовое право в России [Текст] / Е.А.Ершова. – М.: Статут, 2007. — 620с.
7.     Миронов, В.И. Трудовое право России [Текст] / В.И.Миронов. – М.: Изд-во Журнала «Управление персоналом», 2005. — 1152с.
8.     Рыженков, А.Я. Трудовое право России [Текст] / А.Я.Рыженков, В.М.Мелихов, С.А.Шаронов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. — 524с.
9.     Трудовое право [Текст] / Н.А.Бриллиантов [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О.Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 600с.
10. Трудовое право России [Текст] / Под ред. Куренного А.М. – М.: Юристъ, 2004. — 496с.
11. Трудовое право России [Текст] / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — 608с.




[1] Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
[2] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[3] Трудовое право России [Текст] / Под ред. Куренного А.М. – М.: Юристъ, 2004. — С.367.
[4] Трудовое право России [Текст] / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — С.417.
[5] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[6] Трудовое право России [Текст] / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — С.419.
[7] Трудовое право России [Текст] / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — С.422.
[8] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[9] Трудовое право России [Текст] / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — С.423.
[10] Трудовое право России [Текст] / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — С.425.
[11] Трудовое право [Текст] / Н.А.Бриллиантов [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О.Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – С.425.
[12] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[13] Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований) [Текст]: [приказ Минздравсоцразвития от 16.08.2004 №83-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
[14] Трудовое право [Текст] / Н.А.Бриллиантов [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О.Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – С.426.
[15] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[16] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[17] Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [Текст]: [приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 №290-н] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
[18] Трудовое право [Текст] / Н.А.Бриллиантов [и др.]; под ред. О.В. Смирнова, И.О.Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – С.428.
[19] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.
[20] Российская Федерация. Кодексы. Трудовой кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ] // Российская газета. – №256. – 31.12.2001.

Комментариев нет:

Отправить комментарий