Содержание
Введение
|
3
|
Состав уголовно-исполнительной
системы
|
4
|
Федеральная служба исполнения
наказаний России, её цели и задачи
|
7
|
Принципы деятельности
уголовно-исполнительной системы
|
9
|
Список литературы
Введение
Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная)
система (от лат. poenitentia — раскаяние) —
государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в
соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных,
так и не связанных с лишением свободы, а также содержание
подследственных с моментазаключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального
пресечения в виде заключения под стражу).
Одним из важнейших направлений деятельности современной пенитенциарной
системы по восстановлению социальной справедливости, наряду с карательной
функцией, является профилактика рецидива преступлений.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными, принятых на первом
Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и
обращению с правонарушителями в 1955 году,
указывается, что целью и оправданием приговора к лишению свободы является в
конечном счёте защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений.
Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения
и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не
только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать своё
существование. Заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от
окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они лишают его
свободы. Поэтому тюремная система не должна причинять заключённым
дополнительные страдания.[1]
Состав уголовно-исполнительной системы
Впервые в нормативный оборот термин
«уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы». В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что
уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания;
территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной
системы). Кроме того, в УИС
по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия,
специально созданные для обеспечения деятельности УИС,
научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден
постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении
перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в
уголовно-исполнительную систему».
Уголовно —
исполнительная система включает в себя:
1) учреждения,
исполняющие наказания (уголовно-исполнительная инспекция, исправительный
центр, арестный дом, колония-поселение, воспитательная колония, лечебное
исправительное учреждение, исправительная колония общего, строгого или особого
режима, тюрьма);
2) территориальные
органы управления УИС (создаются федеральным органом УИС на территории
субъекта РФ; территориальные органы УИС осуществляют руководство
подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными
подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию; являются
юридическими лицами; в интересах развития социальной сферы УИС, привлечения
осужденных к труду имеют право создавать предприятия любых
организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на
правах учредителя, а также в управлении ими);
3) федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения (Положение
утверждается Президентом РФ) + следственные изоляторы, предприятия, специально
созданные для обеспечения деятельности уголовно — исполнительной системы,
научно — исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные
учреждения. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на
основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Задачами УИС системы являются:
1) исполнение уголовных наказаний в
виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
2) обеспечение правопорядка и
законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных
лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
3) привлечение осужденных к труду, а
также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального
обучения;
4) обеспечение охраны здоровья
осужденных;
5) содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность;
6) конвоирование осужденных и лиц,
заключенных под стражу, по плановым маршрутам;
7) конвоирование граждан РФ и лиц без
гражданства на территорию РФ, а иностранных граждан и лиц без гражданства в
случае их экстрадиции. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную
систему только законом.
Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами, их виды определяются УИК РФ.
Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ
по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Учреждения, исполняющие наказания,
обязаны:
1) обеспечивать исполнение
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
2) создавать условия для обеспечения
правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала,
должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
3) обеспечивать привлечение осужденных к
труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и
профессиональное обучение;
4) обеспечивать охрану здоровья
осужденных;
5) осуществлять деятельность по развитию
своей материально-технической базы и социальной сферы;
6) в пределах своей компетенции оказывать
содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
7) обеспечивать режим содержания
подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения
применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение
обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом
от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений».
Территориальные органы
УИС (Главные управления (Управления) Федеральной
службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС
на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными
учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС
по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и
владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах
развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду
территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых
организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на
правах учредителя, а также в управлении ими.
Федеральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России),
которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения
уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц,
подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых,
находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю
за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена
отсрочка отбывания наказания.
Федеральная служба
исполнения наказаний России (сокращенное
наименование - ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в
сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по
содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и
подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции
по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Цели и задачи:
ФСИН России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314
"Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"
Основными задачами ФСИН
России являются:
1) Исполнение в соответствии с
законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под
стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и
подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);
2) Контроль за поведением условно
осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания
наказания;
3) Обеспечение охраны прав, свобод и
законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) Обеспечение правопорядка и законности в
учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее -
учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение
безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а
также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан,
находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) Охрана и конвоирование осужденных и
лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования,
конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию
Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в
случае их экстрадиции;
6) Создание осужденным и лицам,
содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам
международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и
федеральных законов;
7) Организация деятельности по оказанию
осужденным помощи в социальной адаптации;
8) Управление территориальными органами
ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
Принципы деятельности
уголовно-исполнительной системы
Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на
основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека ст.1 Закона
Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», что в полной мере
соответствует принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской
Федерации.
К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного
законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство
осужденных перед законом (ст.8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - далее
УИК).
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются,
как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы
положениями. Принципы, закрепленные в ст.8 УИК РФ, во-первых, определяют
построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение
конкретных видов уголовных наказаний.
Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а
также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных
правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства
через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику
исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации
прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются
общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с
преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности
они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как
уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов,
обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений,
возникающих при исполнении наказаний.
Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными,
которые закреплены в соответствующих международных актах Смирнов, Л. Б. Уголовно-исполнительное
право. Курс лекций - СПб., 2002. С.56-59..
Принцип законности - конституционный и закреплен в ряде статей
Конституции РФ (ст.4, 13, 15, 17-19 и др.), а также в отдельных международных
актах. В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении
верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед
другими нормативными правовыми актами. Так, в ст.4 УИК РФ указывается, что
нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны
основываться на законе.
Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение
уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими
наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и
управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с
учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный
аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст.10-22 УИК РФ,
устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы
контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности,
в ст.10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права,
свободы и законные интересы осужденных. В ч.2 ст.12 указывается, что осужденные
не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению.
Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в
нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы
мест лишения свободы (ст.97), право на свидания (ст.89), телефонные разговоры
(ст.92) и др.
Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит
государство при исполнении наказаний - исправление осужденных, возвращение в
общество полноправными его членами.
Он реализуется также в средствах исправления - в воспитательной
работе, общественно полезном труде, получении общего образования,
профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия
для исправления осужденных.
Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ.
Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли
права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие
наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах
и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите.
Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение
личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы
вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений,
жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в
организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений
и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной
работе с осужденными.
Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во
многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК
РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от
пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального
происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом
не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив,
индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола.
Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе
детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21
июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы».
4. Зубков А.И. Основные
направления нового этапа коренного реформирования уголовно-исполнительной
системы России / Теоретические и прикладные проблемы деятельности
уголовно-исполнительной системы: Сборник научных трудов. – М.: НИИ УИС Минюста
Российской федерации, 2003.
5. Минимальные стандартные
правила обращения с заключенными // Приняты на первом Конгрессе
Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году,
и одобрены Экономическим
и Социальным Советом в его
резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.
[1] Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными// Приняты на первом Конгрессе
Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году,
и одобрены Экономическим
и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и
2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.
|
13
|
Получение отказного письма на продукцию
ОтветитьУдалить