пятница, 11 апреля 2014 г.

Конституционное право зарубежных стран.Понятия и виды государственно-территориального устройства.Контрольная работа.

Содержание

1. Понятие и виды формы государственно-территориального устройства... 3
2. Основные черты федеративного устройства США и ФРГ (на основе анализа норм Конституций США и ФРГ).............................................................................. 9
3. Казус........................................................................................................... 17

Список литературы........................................................................................ 19


Под формой государства принято понимать совокупность основных, структурообразующих внешних признаков организации и деятельности государственной власти. Эта категория отвечает на вопросы: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные институты, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как, с помощью каких методов и приемов осуществляется политическая власть.
Форма государства предполагает единство трех основных сторон организации государственной власти:
- формы правления;
- формы государственного устройства;
- политического режима.
Историческая практика показывает, что в пределах одного типа государства встречается многообразие его форм, что обусловливается влиянием исторических, экономических, национальных, географических, религиозных и других факторов. От формы государства в значительной степени зависит общественно-политическая жизнь, устойчивость институтов государственной власти.
Существует научная классификация формы государства по его внешним признакам:
- по форме правления (монархия и республика);
- по форме государственного устройства (унитарное и федеративное);
- по политическому режиму (демократическое и недемократическое — авторитарное).
Нередко возникают смешанные формы государства. Например, выборная монархия, полупрезидентская республика.
Государственно-территориальное устройство можно определить как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства как целого со своими составными частями. Составные части государства, так же как и государство в целом имеют органы власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью, в других – это подобные государству образования, имеющие собственное законодательство.
На основании политического статуса административных единиц выделяют две основные формы государственно-территориального устройства:
- унитарную;
- федеративную.
Основное отличие между унитарными и федеративными государствами состоит в том, что унитарное государство – это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В отличие от унитарного государства, федерация состоит из внутренних государственных образований, имеющих свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они обычно имеют свои основные законы: конституции, как, например, штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, республики в РФ, или же уставы, как края и области в РФ.
В науке конституционного права под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или образующих союз государств, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей. Эта категория также характеризует и объем прав составляющих территорию государства частей. Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (регионов).
Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства» [7, С.136].
Различаются три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация (федеративное государство), конфедерация.
Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы.
Государство считается унитарным (целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности.
Признаки унитарного государства следующие:
- единая конституция;
- единое гражданство;
- единая система центральных органов государственной власти;
- единая судебная и правовая система.
Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус обычных административно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общенациональным законом. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется.
В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств:
- децентрализованные;
- относительно децентрализованные;
- централизованные.
К числу первых относятся государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Децентрализованным унитарным государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (автономией). Относительно децентрализованные — государства с развитой административно-территориальной автономией (Португалия, Испания, Италия).
К централизованным относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Норвегия).
Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами (членами) федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство.
В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации, т.е. о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты, в том числе США, ФРГ, Бельгия, Бразилия, Индия и др.
Современные федерации в большинстве случаев от унитарных государств отличаются более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, связанным в немалой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри федерации.
Выделяют признаки федеративного государства как абсолютного, так и факультативного характера. К признакам федеративного государства, которые являются обязательными, относятся:
- добровольность объединения государственных образований в единое государство;
- единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов федерации;
- симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;
- разграничение компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации;
- наличие двухуровневой системы законодательства (собственно федерации и ее членов);
- существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации;
- наличие единого федерального гражданства.
К признакам факультативного характера, т. е. необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся:
- наличие собственной конституции субъекта федерации;
- существование самостоятельной судебной системы на этом регионально-субъектном уровне;
- возможность установления гражданства субъекта федерации;
- асимметричный конституционный статус членов федерации.
Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации (институт федеральной интервенции или федерального вмешательства).
В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации, организованные на территориальной основе, которых большинство (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия) и на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).
Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные.
Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия), а договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, ОАЭ).




Исторически федерации возникали двумя способами: договорными и конституционными. При договорном способе независимые государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединение. Так США возникли в результате объединения независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации Независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 г. они в 1777 г. образовали «вечный союз» подписав «Статьи Конфедерации». В 1787 г. была принята конституция США, которая не ликвидировала автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, конфедерация превратилась в федерацию.
По форме государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50 штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия, несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США [6, С.390].
Американская федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Однако в дальнейшем штаты, сохранив многие традиции самостоятельности, по существу утратили свой суверенитет (хотя в их конституциях он иногда закрепляется) и не обладают теперь правом выхода из состава США (сецессией). Отсюда постоянная и сильная тенденция к унитаризму, т.е. к усилению центральной власти. Федерализм в США никогда не рассматривался как форма национального или расового вопроса, а выступает в роли рациональной демократической децентрализации власти, т.е. способом ее приближения к народу.
Федерация носит открытый характер: Конгресс вправе принимать в нее новые штаты. Но ни один новый штат не может быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата и никакой штат не может быть образован посредством слияния двух или более штатов либо частей штатов без согласия легислатур (законодательных органов) заинтересованных штатов, равно как и Конгресса США.
Согласно разд.1 ст.1 Конституции США, все законодательные полномочия, настоящим установленные, принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
Приоритет федеральных властей закреплен в Конституции США в форме так называемой «клаузулы о верховенстве» (ст. 6); здесь говорится, что Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны. Предусмотрено далее, что судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения конституции или законов любого из штатов. Следовательно, в случае противоречия конституции или закона штата федеральным правовым нормам действуют последние. Все должностные лица государства — как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов — обязаны поддерживать федеральную Конституцию. Этим положением закрепляется верховенство Конституции США, чем в значительной степени оправдывается постоянное расширение предметной компетенции федеральной законодательной и исполнительной власти, а также непререкаемый авторитет Верховного суда США. Федеральные законы и решения Верховного суда США включаются в свод действующего законодательства каждого штата как его интегральная часть.
Конституция США (разд. 8 ст. I) установила четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов, о чем прямо говорится в 10 поправке к Конституции. К ведению штатов относится принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных и многих гражданских, проведение выборов (в том числе Президента и Конгресса США), регулирование внутриплатной торговли, организация здравоохранения и образования, дорожное строительство, установление местных налогов, установление местного управления и судебной системы штата, охрана общественного порядка, создание национальной гвардии.
Кроме того, существует сфера совпадающих полномочий федерации и штатов: налогообложение, социальное обеспечение, регулирование деятельности банков и др. Конституция США прямо запрещает штатам (разд.10 ст.1) заключать международные договоры, вступать в союзы и конфедерации, выпускать деньги и кредитные билеты, самостоятельно облагать пошлинами или сборами ввоз или вывоз товаров, содержать в мирное время войска или военные суда.
Разграничение полномочий между федерацией и штатами в действительности не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов. Этому в немалой степени способствует заинтересованность штатов в финансовых дотациях из федерального бюджета, потребность в общегосударственных стандартах обеспечения армии, полиции и других правоохранительных органов и в других сферах. Органы государственной (исполнительной) власти федерации и штатов нередко договариваются о создании совместной администрации по отдельным вопросам, различными путями достигается унификация федерального и штатного законодательства. В этих целях, например, проводятся общенациональные и региональные конференции губернаторов, генерал-атторнеев и других высших должностных лиц.
Далее следует изучить основные черты федеративного устройства на примере ФРГ.
Согласно п. 1 ст.20 Основного закона ФРГ, Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством [4].
Федерация построена по территориальному принципу, ее возникновение не было результатом договора ее субъектов, а скорее следствием указаний западных оккупационных держав. Немецкие теоретики называют ФРГ «кооперативной федерацией», поскольку имеет место институционно (прежде всего, конституционно) оформленное сотрудничество федерации и земель, а также земель между собой.
Первоначально конституция закрепила федеративное устройство государства в составе 11 земель (включая города Бремен и Гамбург); позднее (в 1952 г.) три земли объединились в одну, а в 1957 г. в состав ФРГ была включена Саарская область. Наконец, при объединении двух германских государств на территории ГДР было образовано 5 новых федеральных земель.
Согласно Основному закону ФРГ земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли – парламент, исполнительную власть земли – правительство и т.д.), однако они не суверенны; суверенитетом обладает только федерация в целом.
Особенностью основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства. Однако положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из разделов конституции. Основное внимание в основном законе уделено определению принципов взаимоотношений центра (федерации) и земель (ее субъектов), а также земель между собой.
В ней четко установлено, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского демократического и социального правового государства в смысле основного закона ФРГ (абз. 1 ст. 28), что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель требованиям основного закона, записанным в данной статье.
В нем, далее, подчеркивается, что осуществление государственных полномочий и решение государственных задач является делом земель, поскольку основной закон не устанавливает или не допускает другого регулирования (ст. 30) и вместе с тем отмечается, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель (ст. 31). Иными словами, речь идет о предполагаемом отнесении компетенции в пользу земель, т.е. федерация может решать публичные дела только, если это допускает основной закон. Вместе с тем федеральное право всегда имеет перевес над правом земель.
Основной закон допускает возможность применения федерального принуждения. Оно возможно только в случае, когда земля не выполняет возложенных на нее основным законом и другими федеральными законами обязанностей. Федеральное правительство с согласия Бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей (ст. 37).
Все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (абз. 1 ст. 35), а для сохранения или восстановления общественного порядка или безопасности земля в особо важных случаях может просить о направлении сип и подразделений федеральной пограничной охраны для оказания помощи полиции земли. Земля также может в случае стихийного бедствия или особо тяжкой катастрофы просить о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделений федеральной пограничной охраны и вооруженных сил (абз. 1 ст. 35). В свою очередь, если стихийные бедствия или катастрофа угрожает территории более чем одной земли. Федеральное правительство может в той мере, в какой это необходимо для эффективной борьбы с ними, давать правительствам земли указания о предоставлении полицейских сил в распоряжение других земель, а также направлять подразделения федеральной пограничной охраны или вооруженных сил для поддержки полицейских сил и т.д. (ст. 35).
Гарантии равного статуса земель получили отражение в основном законе. Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности (ст. 33); в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей той земли, где эти учреждения действуют (ст. 36). Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации (п. 2 абз. 3 ст. 106).
Значительное место в основном законе занимают нормы о разграничении компетенции центра и субъектов федерации. Четко различаются исключительная компетенция федерации и конкурирующая законодательная компетенция; в конституции говорится о вопросах, по которым федерация может издавать общие предписания (ст. 75). К исключительной компетенции федерации отнесено 11 основополагающих направлений, важнейшие из которых: внешние сношения и оборона; гражданство федерации; валюта, денежное обращение, чеканка монеты, режим мер и весов; федеральные железные дороги и воздушное сообщение, почта, телесвязь; сотрудничество федерации и земель, в частности, в охране основ свободного демократического строя, существования и безопасности федерации и земель. Исключительная компетенция земель в основном законе не оговорена и носит остаточный характер. Земли, говорится в ст. 70 основного закона, имеют право законодательствовать в той мере, в какой основной закон не предоставил такие полномочия федерации.
Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, и, прежде всего: гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат; право союзов и собраний, охрана немецкого культурного достояния от вывоза за границу, гражданство в землях и др. Земля обладает законодательными полномочиями в сфере конкурирующей компетенции лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не пользуется своими законодательными правами. Вместе с тем предусмотрено, что федерация имеет право законодательства в этой сфере, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании, так как:
- вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством отдельных земель;
- регулирование вопроса законодательством земли могло бы нарушить интересы другой земли или страны в целом;
- это необходимо для сохранения правового или экономического единства страны (ст. 72).
Федерация наделена правом (при наличии указанных выше предпосылок, т.е. в пп. 1-3) издавать: общие предписания по таким вопросам, как правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и иных корпораций публичного права; общие принципы высшего образования; общее положение печати и кино; охота, охрана природы и забота о ландшафтах; отвод земель, организация территорий и водоснабжение; регистрация жителей и выдача удостоверений личности (ст. 75).
Как свидетельствует практика, используя нормы основного закона, регулирующие вопросы конкурирующей компетенции, а также возможности издания общих предписаний, федерация значительно расширила свои законодательные полномочия за счет земель.
В основном законе достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений федерации и земель. Федерация и земли раздельно несут расходы для решения своих задач, если конституцией не предусмотрено иного (абз. 1 ст. 104-а). Если однако, земли действуют по поручению федерации, то последняя несет связанные с этим расходы (абз. 2 ст. 104-а). Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных инвестиций, как и для инвестиций общин и объединений общин в случаях необходимости предотвращения нарушений общего экономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории федерации или для оказания помощи в экономическом развитии (абз. 4 ст. 104-а). Конституция ФРГ содержит и нечасто встречаемые в таком же законодательстве нормы о детальном распределении налоговых поступлений. Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства (абз. 1 ст. 109), вместе с тем они должны учитывать требования единого экономического баланса страны (абз. 2 ст. 109).





Соотнесите содержание ст.13 Основного закона ФРГ, ст.14 Конституции Италии и ст. 18 Конституции Испании.
Вопрос: Какие имеются различия в предоставляемых гарантиях конституционного права на неприкосновенность жилища?
Решение:
Ст.13 Основного закона ФРГ звучит так:
- 1) Жилище неприкосновенно.
- 2) Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, не терпящих отлагательства, также по распоряжению других предусмотренных законом органов и только в установленном законом порядке.
- 3) В остальных случаях проникновение в помещение и другие ограничения могут иметь место лишь в целях защиты от общей опасности или от опасности для жизни отдельных лиц, а на основании закона также и для предотвращения угрозы общественной безопасности и порядку, в частности, для удовлетворения срочной потребности в помещениях, для борьбы с опасностью эпидемий и защиты находящихся в опасности несовершеннолетних.
Статья 14 Конституции Италии:
Осмотры, обыски и наложение ареста на имущество не могут производиться иначе, как в случае и в порядке, установленных законом, в соответствии с гарантиями, предусмотренными для охраны личной свободы.
Проверки и осмотры в целях охраны здоровья и обеспечения общественной безопасности или с экономическими и фискальными целями регулируются специальными законами.
Статья 18 Испанской Конституции:
1. Гарантируется право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя.
2. Жилище неприкосновенно. Не допускается вторжения в жилище или обыск без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления.
3. Гарантируется право на тайну переписки, в том числе, почтовой, телеграфной и телефонной связи. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
4. Закон ограничивает использование компьютерных средств, с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав.
Далее следует провести сравнение.
Все Конституции указывают на возможность проведения обыска либо в соответствии с законами, либо на основании решения суда.
Конституция Испании кроме санкции суда указывает и на задержания на месте преступления.
Конституция Италии не содержит прямого указания на неприкосновенность жилища, в то время как Конституция ФРГ и Испанская Конституция имеют. Также Конституция Италии предусматривает возможность проникновения в жилище с экономическими и фискальными целями, что регулируются специальными законами.
Конституция ФРГ и Конституция Италии предусматривают возможность проникновения в жилище в целях обеспечения безопасности.





1.     Испанская конституция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM.
2.     Конституция Итальянской республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.italyproject.ru/official_constitution1.htm.
3.     Конституция Соединенных Штатов Америки (1787г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm.
4.     Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/6483.
5.     Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст]: Учебник. – М.: Проспект, ВЕЛБИ, 2007. – 560с.
6.     Конституционное право зарубежных стран [Текст] / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: Норма, 2004. — 832с.
7.     Конституционное право зарубежных стран [Текст] / Под ред. Малько А.В. Учебно-методический комплекс. – М.: Норма, 2004. — 320с.


1 комментарий: