пятница, 11 апреля 2014 г.

Административное право.Система территориального общественного самоуправления.Контрольная работа.

Содержание

1. Виды муниципально-правовых норм.......................................................... 3
2. Составьте схему: «Система территориального общественного самоуправления»       9
3. Решите задачу............................................................................................. 15

Список литературы........................................................................................ 17


Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.
Муниципально-правовая норма – это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Муниципально-правовая норма – это правовая норма, закрепляющая и регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Муниципально-правовые нормы представляют собой правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Нормы муниципального права по признаку регулирования и однородных, взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.
Муниципально-правовые институты – это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.
Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.
Муниципально-правовые отношения – это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.
В муниципально-правовых отношениях:
- участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм;
- регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;
- обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области местного самоуправления посредством специальных юридических средств.
Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники – субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.
Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются:
- население муниципального образования;
- граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства;
- органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти);
- юридические лица.
Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм:
- общеобязательность;
- обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий;
- защита от нарушений принудительными средствами.
Муниципально-правовые нормы имеют следующие специфические черты:
- если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в том числе и в результате правотворческой деятельности органов местного самоуправления;
- каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.
По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений муниципально-правовые нормы делятся на:
- нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
- нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
- нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления;
- нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
- нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
- нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
- нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
- управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
- обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;
- запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.
Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование).
Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
По территории действия нормы муниципального права могут быть:
- федеральными (действуют на всей территории России);
- муниципально-правовые нормы субъектов РФ (действуют на территории субъектов РФ);
- локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований
По источникам, в которых содержатся нормы муниципального права:
- муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;
- в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- в постановлениях Конституционного Суда;
- в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные. В частности, материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.
Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.



Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Данное определение закреплено в статье 27 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Территориальное общественное самоуправление представляет собой форму участия населения в местном самоуправлении. Однако в крупном городе смысл понятия «самоуправление» искажается, поскольку власть в нем отдалена от населения примерно в той же степени, что и в субъекте Федерации. Например, город Новосибирск опережает по числу жителей почти пятьдесят субъектов Российской Федерации, в границах которых созданы органы государственной власти и отдельные муниципальные образования с органами местного самоуправления. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории города проживало 1425,6 тыс. чел. Самый близкий по численности – Ханты-Мансийский автономный округ, на территории которого расположено 106 самостоятельных муниципальных образований.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения [4, С.29].
Более детально можно рассмотреть систему территориального общественного самоуправления на примере г.Новокузнецка.
Согласно ст.1 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Новокузнецке, «территориальное общественное самоуправление – это добровольная организация граждан по месту жительства на части территории города Новокузнецка для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления».
Согласно ст. 3 Положения территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
- законности;
- добровольности;
- защиты прав и законных интересов населения;
- широкого участия граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения через общие собрания, сходы, конференции;
- выборности и подконтрольности населению органов и должностных лиц территориального общественного самоуправления;
- гласности и учета общественного мнения;
- сочетания интересов населения отдельной территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, и интересов всего населения города Новокузнецка.
Согласно ст.7 Положения, органы территориального общественного самоуправления населения г.Новокузнецка вправе:
- вносить предложения в планы и программы социального развития территории;
- участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры;
- вносить предложения по переименованию улиц и площадей, объявлению памятниками истории культуры объектов, находящихся на самоуправляемой территории, и передаче их в ведение или под охрану соответствующего органа территориального общественного самоуправления;
- осуществлять контроль совместно с уполномоченными на это органами за соблюдением правил чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения самоуправляемой территории;
- привлекать население к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению прилагаемой территории, охраны общественного порядка;
- принимать меры по организации досуга населения, проводить культурно-массовые и спортивные мероприятия с населением по месту жительства, содействовать развитию народного творчества;
- организовывать общественные работы на территории микрорайона, включая оплачиваемые, в пределах переданных средств;
- вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения, составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать их в административную комиссию;
- координировать действия органов территориального общественного самоуправления населения с деятельностью представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
- вносить предложения по режиму работы предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных специалистов в сферах торговли, жилищно-коммунального, бытового обслуживания населения микрорайона и иных предприятий, учреждений, организаций, работающих в микрорайоне;
- вносить предложения по улучшению охраны общественного порядка;
- вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;
- организовывать работу по изучению общественного мнения по вопросам жизнедеятельности территории;
- вносить предложения в администрацию района по созданию комиссий для изучения состояния дел по различным вопросам жизнедеятельности территории;
- организовывать экономическую деятельность, не запрещенную законодательством с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
- осуществлять меры по социальной защите населения, проживающего на самоуправляемой территории. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территорий города.
Система органов территориального общественного самоуправления г.Новокузнецка представлена на рисунке 1.




Рисунок 1 – «Система органов территориального общественного самоуправления»

Общие собрания (сходы), конференции являются формой непосредственного осуществления жителями города функций территориального общественного самоуправления. Общие собрания (сходы), конференции жителей проводятся по домам, улицам, кварталам, микрорайонам и иным участкам территории города. По вопросам районного или общегородского значения проводятся районные конференции кителей соответствующего района либо конференции представителей населения города. Общие собрания, сходы, конференции граждан созываются по мере необходимости. Инициатива их проведения может исходить непосредственно от жителей (не менее 10% жителей соответствующей территории), депутатов Законодательного Собрания области. Городского Собрания, избранных от жителей данного микрорайона. Главы города, руководителей районных администраций, органов территориального общественного самоуправления микрорайона.
Органом территориального общественного самоуправления в период между общими собраниями (сходами), конференциями граждан по месту жительства является совет территориального общественного самоуправления микрорайона (в дальнейшем - совет), осуществляющий исполнительно-распорядительные функции на территории соответствующего микрорайона в пределах своих полномочий, установленных настоящим Положением. Совет территориального общественного самоуправления микрорайона избирается общим собранием (сходом), конференцией граждан простым большинством голосов участников общего собрания (схода) или делегатов конференции. Форма голосования (открытая, тайная, поименная) определяется на собрании (сходе), конференции.
Домовые комитеты являются органами общественного самоуправления, входят в единую структуру городского самоуправления и призваны активно содействовать широкому привлечению граждан к участию в решении вопросов содержания, ремонта и благоустройства жилья и придомовой территории. Домовый комитет образуется по территориальному принципу в пределах жилого дома и тех объектов, которые находятся на территории дворовой площади.
Уличные комитеты являются органами территориального общественного самоуправления и входят в единую структуру городского самоуправления. Уличные комитеты образуются в пределах нескольких, одной или части улиц, где преобладают дома индивидуального сектора, с целью привлечения населения к решению вопросов местного значения (работе по обеспечению благоустройства территорий, образцовому содержанию домов, придворовых участков, и т. д.) и для содействия Советам территориального общественного самоуправления микрорайонов.





Определите с учетом признаков муниципального служащего какие из ниженазванных работников не являются таковыми: мэр города, прокурор, судья, нотариус, заведующий юридическим отделом городской администрации, депутат городского Совета, начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации, начальник цеха, стенографистка, адвокат.
Решение:
П.1 ст.2 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» дает следующее понятие муниципальной службы: «Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной».
Согласно ст.7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
На основании этих признаков муниципальными служащими являются:
- заведующий юридического отдела городской администрации,
- начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации;
- мэр города.
Не являются муниципальными служащими:
- прокурор;
- судья;
- нотариус;
- депутат городского Совета;
- начальник цеха;
- стенографистка;
- адвокат.





1. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Текст]: [федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
2. Положение «О территориальном местном самоуправлении в г.Новокузнецке» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nvkz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=841&Itemid=68.
3. Игнатюк, Н.А. Муниципальное право [Текст] / Н.А.Игнатюк, А.В.Павлушкин. – М.: Юстицинформ, 2007. — 312с.
4. Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учеб. / Е.С.Шугрина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672с.

1 комментарий: